23 апреля в 17:58

Дистанционное обучение или познакомьтесь со своими детьми

С 6 апреля 2020 года, после продолжительных весенних каникул, все дети школьного возраста приступили к дистанционному обучению. Как обычно, всё новое внедряется непросто. О том, как школьники, их родители и учителя справляются с новым форматом образовательного процесса, узнала наш корреспондент Татьяна Гр инивецкая. «Дочь в пижаме сидит на первом уроке, пьет чай и учится упорно, привыкает к новому формату. С одной стороны удобно - и уровень её знаний выше, подтянули хвосты. С другой стороны, нагрузка выше. Сначала учат на уроке, получают ДЗ, потом смотрят видео по уроку на сайте, выполняют задание по видео. А потом еще со старшей учимся...». Этот пост в соцсетях охватывает почти все стороны нового формата обучения детей на «удаленке». Довольно типичная публикация родителей, чьи дети учатся в школе. Написала сначала «ходят в школу», но спохватилась, что речь идет как раз о том, как дети в школу не ходят. Комментариев в соцсетях было много. И родителям, и учителям пришлось довольно трудно, особенно на первых порах. Их отчаяние выплескивалось в основном в закрытых группах, а я услышала много жалоб от своих знакомых и родственников. При этом, хочу заметить, никто из них не пожаловался ни на учителей, ни на Управление образования, стонали с непривычки в основном от тяжести самого учебного процесса, от «бестолковости» детей и, главное, что выполнять задания приходится до глубокой ночи и подолгу торчать за компьютером – сначала с детьми на уроке, а потом за домашним заданием. Вот что рассказывает Александра Орлова, трое детей которой учатся в гимназии: «Первую неделю уроков онлайн не было, дети просто подключались к платформе и выполняли задание. Учителя «выходили в эфир» всего на 20-30 минут. Остальное приходилось изучать самостоятельно. В первую неделю страшно намучались: надо было строго до трех часов присылать выполненное задание, а система висела, сайт вообще не работал. С домашней работой сидели до полуночи. У родителей тоже разный уровень образования, технической грамотности. Многие сами на удаленной работе, заниматься с детьми не могут. Потом мы уговорили наших учителей перейти на занятия онлайн. Стали работать в режиме конференции. Дети теперь хотя бы могут задать вопросы. Оценки ставят по полной программе. Многие нахватали двоек, в основном за несвоевременно (не в графике) выполненную работу и не присланный вовремя отчет. Хотя всем обещали, что двоек ставить не будут. Однако обучающая компьютерная программа так устроена, что выставляет неуды автоматически. Мои дети учатся в гимназии, поэтому ситуация не совсем стандартная. Больше всего удивила физкультура: дали книжки объемные, их надо читать и писать изложение. У меня сын учится в спортшколе. Им тренер присылает видео с заданием, мы выполняем, снимаем видеоотчет и отсылаем. Отправили вместе с другими родителями нашему директору предложение делать так же. Приняли. Спасибо. Сейчас стало немного легче. Но занятия по труду, по музыке, по рисованию тоже вызывают вопросы…». Тяжелее всех было многодетными родителями, на них легла самая большая нагрузка. Им пришлось проявить немало усилий и сообразительности, чтоб хотя бы организовать компьютерные рабочие места для всех детей, потому что некоторые из них ещё и сами работают «на удаленке». Обычно в многодетных семьях есть всего один компьютер на всех. Эту заботу взяло на себя Управление образования. Школы Пушкинского городского округа выдали в семьи более 80 компьютеров. Многие родители отказались, не желая брать на себя материальную ответственность за казенное имущество. Другие возмущались, что им компьютер не предложили, аргументируя, что их сын тот ещё «разгильдяй» (прямо вот так в чате и написали), а ноутбук стоит денег, и немалых. А кто потом будет отвечать за сломанную технику, кто будет платить? У Александры Орловой с компьютерами проблем не было, гимназия сразу же поинтересовалась, сколько ноутбуков им надо. Да и с обучением процесс постепенно наладился: «С каждым днем становится все лучше - опыт нарабатывается. Поначалу была нужна элементарная техническая грамотность, чтобы к платформе ZOOM подключиться. Малышам трудно, конечно, если подсказать некому. Мои сами справились, старший сын научил, быстро разобрались». В конечном итоге все школы организовали учебный процесс и для безкомпьютерных. «Всё новое всегда вызывает трудности, волнение и отторжение, - объясняет начальник Управления образования Пушкинского г.о. Елена Пронина. - Трудно было всем. Но мы все были готовы к этим трудностям. Как показала ситуация, мы умеем коммуницировать, мы можем все решить. Сейчас возможен любой способ обучения – и через смартфоны, и через планшеты, учителя готовы даже печатать задания на бумаге и раздавать их тем, кто не имеет возможности пользоваться электронными средствами. Тем, у кого произошел технический сбой во время урока и пропала возможность заниматься онлайн, учитель отправляет на электронную почту видеозапись каждого своего урока, она ведется в обязательном порядке. Даже уехавшим в деревню, где вообще нет Интернета, мы дали задание на весь период карантина». С первым этапом – обеспечением техникой - все школы и Управление образования как-то совместными усилиями разобрались. Труднее было наладить сам процесс обучения. Тяжело пришлось тем родителям, дети которых не умеют учиться самостоятельно, а делают задания только под надзором. Особенно трудно было справляться многодетным. С каждым прослушай урок, вникни, объясни, что непонятно, сделай домашку и т.п. Вот что рассказала Екатерина Неженцева, мама пятерых детей, председатель общественной организации «Многодетные творческие семьи Пушкинского городского округа»: «В моей семье сейчас нет школьников, старшие дети учатся в колледже и прекрасно с дистанционным обучением справляются. Младшие пока ещё не школьного возраста. Но то, что я читаю в нашей группе многодетных в чате, меня очень беспокоит: один негатив. Родители жалуются, что слишком много времени приходится тратить на домашнюю работу, до трех часов на один предмет. Многие живут в частных домах, связь плохая, программы не грузятся. У некоторых вообще нет Интернета. Это крик души. Дети все разные. Многие не готовы к такому процессу. Не все родители в состоянии объяснить своим детям задание или материал. Программа учебная ставит автоматом двойки. Родители в жутком напряжении, некоторые еле удерживаются от рукоприкладства. Родители очень устают. Дети очень устают. Ведь время для уроков надо уделить каждому, а домашние дела никто не отменял, у многодетных дел по дому много. Карантин также накладывает свои особенности. Психологическая усталость накапливается, всё это отражается на детях. Боимся насилия над детьми. Проблемы сильно усугубляются в неблагополучных семьях, в семьях, где сложные взаимоотношения у родителей с детьми. Сейчас они столкнулись лицом к лицу с проблемой, а свои ошибки признавать трудно... Из всего нашего многодетного чата рада только одна мама – она довольна, что детей не надо собирать в школу и отвозить. У неё дети 5-й и 6-й класс, всё сами делают». «Мы живем в состоянии большого тонуса, мы все не в форме: кто-то в тревоге, кто-то в панике, кто-то в апатии. Мы оказались в ситуации внешней турбулентности: удаленная работа, финансовая нестабильность, тревога за старших родственников, изменение привычного образа жизни. И главное — неясность будущего: непонятно, что будет дальше, непонятно, когда все закончится. Это все — высочайший стресс для взрослых», - объясняет такое состояние профессиональный психолог Екатерина Бурмистрова. Она же дает совет, как с этим справляться . «Родители не должны выполнять задание вместе с ребенком, а тем более сидеть с ним на уроке, - считает Елена Пронина. - Их задача – организовать рабочее место для занятий и организовать время ребенка. Знаю по личному опыту: со своим ребенком заниматься тяжело, это другие взаимоотношения. Надо больше детям доверять, и давать возможность им заниматься самостоятельно. Электронные двойки, которые многие нахватали, учитываться не будут, оценивать работу будут только учителя. Мы каждую ситуацию рассматриваем в пользу ребенка. Мы любим детей. Мы заботимся о детях». Чтобы взаимодействовать с родителями, во всех школах организован так называемый директорский час. Это видеоконференция, к которой могут присоединиться до 50 человек. Родители могут задавать любые вопросы директору и получать на них ответы. «Нам нужна обратная связь - и мы её организовали: есть директорский час, чтобы решить все проблемы. Связь с классным руководителем – постоянная. Наша общая задача - научиться взаимодействовать. Родители должны стать союзниками учителей. Если что-то не могут решить на уровне своей школы, пусть звонят мне, мой телефон всегда в доступе, номер опубликован на сайте Управления образования», - говорит Елена Пронина. Директорский час в СОШ №11 Директор СОШ №11 Ольга Шаповалова Сильно увеличился объем работы у педагогов, у каждого учителя – по 6 классов, 30 часов нагрузки. За время каникул, как рассказали мне директора пушкинских школ, педагогические коллективы усердно готовились к этому новому образовательному процессу. Не всем учителям далось это легко. Урок биологии в школе № 8. «Молодым педагогам было перестроиться гораздо легче, чем возрастным. Но в конечном итоге все справились достойно. Провели тренинги. Каждую пятницу с учителями подводим итоги недели, у них много конструктивных предложений, - говорит директор СОШ № 11 Ольга Шаповалова. - Первую неделю дети, родители и учителя подлаживались друг под друга. Было много вопросов. Вторая неделя – пошли благодарности от родителей». Урок русского языка во 2-м классе СОШ № 8 ведет Л.П. Воробьева У родителей есть телефон классного руководителя, и они всегда могут с ним связаться, что-то выяснить, есть обратная связь с каждым учителем. Все родители в чате в социальных сетях. С каждым днем вопросов становится всё меньше. Классный час. «Нужно так планировать задания, чтобы меньше привлекать родителей, надо чтобы дети справлялись сами, - делится опытом Ольга Шаповалова. - Для нас обращения родителей - это не жалобы, мы всеми силами пытаемся помочь. Вся информация отражается на школьном сайте. Помимо этого мы подключены ещё к системе СКАЙП, каждый классный руководитель может выйти на связь с учащимся. Детям, у которых нет технической возможности выйти онлайн (например, в деревне), учителя отправляют задания со школьного портала на смартфон. Обратно дети отправляют фото выполненного задания. Все виды связи задействованы. Откосить от учебы – невозможно! И все к учебе относятся ответственно. Для многодетных предусмотрен свой график. Компьютеры выдали всем». В одиннадцатой школе не только учатся онлайн, но и школьную стенгазету продолжают выпускать, и театральные постановки ставят. Театр-студия занятия проводит – готовятся ко Дню Победы. Каждый получает от руководителя задание, выполняет, отправляет руководителю, а он монтирует программу. Директор считает, что школьную жизнь нельзя останавливать. Дети имеют возможность ежедневно в режиме конференции общаться с классным руководителем и друг с другом. Занятия не прерываются и с логопедом, и с психологами. Школьная газета У многих родителей были большие сомнения по поводу «заочного» обучения. Некоторые даже предлагали устроить каникулы до августа, а новый учебный год начать на месяц раньше. Но практика показала, что «удаленка» не так уж и страшна, всего за две недели все как-то в основном уже освоились, первый испуг прошел и пошли позитивные сдвиги. «Считаю очень полезным, что дети вынуждены самостоятельно добывать информацию, обучаться новым навыкам, получать знания не только от учителя, а добывать их из других источников. В будущем это очень пригодится. Все равно придется этому учиться. Это новый уровень жизни – самодисциплина, самоорганизованность. Считаю этот опыт положительным во всех отношениях. И надо его принять позитивно», - делает выводы Александра Орлова. Учреждения дополнительного образования также перешли на удаленку. «Жизнь Центрального дома творчества не остановилась. Учащиеся находятся в постоянном контакте с педагогами. По электронной почте детям приходят лекции и презентации с заданиями по теоретическим вопросам и слушанием музыки. А по WhatsApp ребята получают практические консультации педагогов и ответы на возникающие вопросы». «Преподаватели уверены: главное в этот непростой период самоизоляции — поддерживать друг друга, искать для себя и помогать другим находить то, что будет приносить хорошие и конструктивные эмоции и мысли», - считает директор Центрального дома творчества Валентина Латиш. Для всех нас карантин – большое испытание. Детям и родителям приходится особенно трудно в замкнутом пространстве. Прогулки, общение с друзьями, школьную жизнь ничем не заменишь. Но это обязательно кончится. Какими мы выйдем из этого вынужденного заточения? Что мы из него вынесем. Какой мир оставим нашим детям? Сейчас самое время об этом размышлять, работать над собой и менять свое отношение к жизни и к людям. Мне кажется, что после вынужденной самоизоляции мы все будем с большой радостью ходить на работу, в школу, в колледж, в институт. Начнем по-другому воспринимать своих коллег и соседей. И, возможно, вспомним, лучший лозунг землян для всех времен и народов, что человек человеку – друг, товарищ и брат. Татьяна Гринивецкая. Фото из открытых источников в интернете, собраны на удаленке

Комментарии:

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.