9 мая в 15:55

Ил-2 «приземлился» в Пушкино

Реставратор из Пушкино восстанавливает память о боях за мирное небо. Мастерская на открытой площадке В первые майские дни почти готовый макет самолёта Ил-2 выкатили из ангара на ул. Учинской в Пушкино, и теперь он сияет свежей краской и красными звездами на открытой площадке. Большая работа, начатая в декабре 2019 года, близка к завершению, еще несколько штрихов – и машина времен Великой Отечественной войны готова будет, при первой возможности, к отправке на Урал. В этом году реставратор танков и другой тяжёлой техники, военврач по профессии Сергей Чибинеев восстановил машину лётную – штурмовик ранних серий Ил-2. «Сделаны полностью фюзеляж, кабина, установлены винт и кок, части хвостового оперения обшиты дюралевым листом, собран центроплан – это когда часть крыла крепится жестко к фюзеляжу, а сами крылья состоят из двух съемных частей, для удобства транспортирования», – рассказал Чибинеев. Восстановить самолет Ил-2 он пытался несколько раз, но как будто что-то останавливало. В этот раз забрал в Великом Новгороде остатки штурмовика Ил-2, найденного поисковиками в Ленинградской области, где они пролежали несколько лет и однажды участвовали в выставке. Уже на Пушкинской земле, с трудом, из-за нехватки деталей, удалось скомпоновать бронекапсулу. Как признается реставратор, воссоздавать самолет времен Великой Отечественной войны дело крайне трудное. Практически невозможно найти все фрагменты самолета, или же они предстают в непригодном виде. Адресом отправки готового макета станет город Красноуральск, где его очень ждут. В 1942 году рабочие местного завода, выпускающего ракеты для «Катюши», собрали деньги на самолет Ил-2 для фронта и назвали его «Красноуральский ремесленник». В год 75-летия Победы сбудется мечта их потомков поставить на почётном месте в Парке Победы такой же одноместный штурмовик Ил-2. По желанию жителей Красноуральска восстановлены также три звезды под кабиной самолета и другие тактические знаки. На поле танки грохотали… За пятнадцать лет реставрационной работы на участке у своего дома в Мамонтовке Сергей Чибинеев собрал более тридцати единиц боевой техники. До тех пор, пока Ярославская ж/д не закрылась от частных домов щитами, за этим процессом могли наблюдать пассажиры электричек – как меняется день ото дня, к примеру, собранный из фрагментов танк Т-34. С каждым годом количество возрожденной техники прибавляется, ее забирают музеи страны. Вот она, грозная «армия» Чибинеева! Около двадцати макетов легендарного танка Т-34, два легких танка Т-70, два КВ, два – Т-50, Т-60. В ряду вернувшихся из небытия – танк КВ-1, Т-40, редчайший экземпляр Т-30. Один в один был воссоздан БТ-7А – танк артиллерийской поддержки. Из Пушкино в Нижний Новгород увезли после реставрации Т-34, он там, на Сормовском заводе, был изготовлен в 1942-м. Удалось восстановить несколько ракетных установок, самолёт По-2, пушку образца 1902 года, русскую шестидюймовую пушку образца 1877 года и даже старинную полевую кухню времен Первой мировой, на которой хоть сейчас кашу вари. Кроме того, руками Чибинеева и его помощников отреставрировано несколько ретроавтомобилей. Фрагменты боевой техники находят поисковики в местах сражений. Самый первый свой Т-34, в виде искореженных кусков металла, Сергей привез из-подо Ржева, где воевал его дед. Поиски уцелевших частей занимают много времени, сил и средств, но воссоздание боевых машин стало для Чибинеева частью жизни. Как теперь и для его дочери-четвероклассницы Александры, которая, считай, выросла рядом с техникой – на первом «своём» танке она сфотографирована в три годика. «Этот винт можно поставить как памятник летчикам…» А еще каждый такой артефакт – часть чьей-то личной биографии. Ее невольно касается каждый реставратор, вскрывая в архивных поисках пласты неизведанного. Вот и в этот раз вышла целая история. Работы по сборке самолета были уже на финишной прямой, оставалось разобраться с привезенным винтом и фрагментами самолета того же типа. Обнаружив на двигателе заводской номер, Сергей решил выяснить, что это был за самолёт. Обратился на форум. И оказалось, что останки самолета нашёл под Ленинградом еще в 2011 году поисковик Михаил Романов. Он провёл большую исследовательскую работу с документами Центрального архива Министерства обороны РФ и установил, что найденный мотор принадлежал самолету Ил-2 № 1875026, который относился к 673-му штурмовому авиаполку 266-й штурмовой авиадивизии. По оперативным документам полка самолет значился как пропавший без вести 6 января 1943 года, – не вышел из пикирования. Экипаж – летчик, командир 673-го ШАП майор Рубцов Василий Васильевич, а роль воздушного стрелка в этом полете выполнял адъютант АЭ лейтенант Евгений Васильевич Шлыгин. «К сожалению, винт деформирован и к нашему Ил-2 не подойдет, но он может стать частью памятника летчикам, я готов передать его краеведам, которые хотят увековечить подвиг лётного экипажа в небе над Тарасовским полем, тем более что рядом, в Клязьме располагался в военное время учебный аэродром», – предлагает Сергей Чибинеев. Надеюсь, краеведы, вы прочитаете эти строки! Нужен общедоступный музей В частном музее Сергея Чибинеева собрано немало уникальных экспонатов времен войны. Одних только предметов военной формы одежды около 1000 – от красноармейской до обмундирования XXI века, а также образцы вещевого имущества войск противника и союзников во Второй мировой войне. Бережно хранятся предметы обмундирования Министра обороны СССР Маршала Д.Ф. Устинова, летний китель генерал-майора А.Н. Поскребышева, того самого, что был личным секретарем Сталина. Есть униформа военнослужащих 9-й Таманской пластунской дивизии. По сохраненным фронтовым фотографиям, письмам солдат, похоронкам, подлинным картам времён Великой Отечественной можно проследить, как складывались судьбы людей и разворачивалась история России. Эти бесценные свидетельства эпохи – будто наглядные пособия на школьных уроках. В музей, где можно потрогать всё руками и о многом узнать, приходят посетители. Но масштаб знакомства с подлинными предметами времен войны стал бы гораздо шире, будь частный музей общедоступным. Чибинеев готов передать туда часть своей коллекции. Только поддержки пока не находит. Идея о создании музея в Пушкинском округе давно витает в воздухе. Мы долго запрягаем. Быть может, к 80-летию Победы кто-то заинтересуется этим проектом. Через пять лет, когда уйдут от нас совсем ветераны, знаками памяти останутся (если не истлеют) каждое из писем с фронта, которые хранятся пока в частном архиве. Каждый собранный из покореженного металла танк. Галина РАТАВНИНА
Источник:
inpushkino.ru - Маяк

Комментарии:

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.